Статьи История витража

История витража

по материалам журнала Идеи Вашего дома

Номер: №2 (59) февраль 2003 / Элементы декора

 

Древность

Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке - им около 5,5 тысячи лет. Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские и евангельские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам согласно изначальному эскизу, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража.

Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные многометровые окна. Изюминка конструкции - стрельчатая готическая арка. Если своды из прежних полуциркульных романских арок держались на массивных стенах с маленькими окошками, то стрельчатые арки опираются уже на новоизобретенный каркас - мощные контрфорсы и аркбутаны. Эти элементы выходят за пределы стен и похожи на изогнутые ноги гигантского насекомого. Стены же перестали нести конструктивную нагрузку, утончились, а потом и вовсе сделались стеклянными. Так и появились колоссальные окна просторных и очень высоких готических соборов (например, в Шартре и в соборе Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже). Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан. Французам полюбились и огромные круглые окна - разноцветные "розы", и высокие стрельчатые "ланцеты". Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе - с помощью серебра - в желтый цвет.

 Расцвет

Самым пышным цветом витраж расцвел при трех французских королевах, правивших одна за другой с 1137 по 1252 г. Это королева Элеонора, ее дочь королева Мари де Шампань и внучка Бланка Кастильская. Профессии витреариуса тогда еще не существовало, и первые огромные витражи создавали для своих королев дилетанты в этой области - французские ювелиры. Они и подбирали цветные стекла друг к другу, как привыкли подбирать камни в украшениях. Витражи этой поры - лучшие и непревзойденные до сих пор. Сияющие разноцветные стекла казались драгоценными камнями. Роскошные потоки густого, насыщенного красками света, смешиваясь, пронизывали воздух собора. Расходясь широкими веерами, синие, красные, золотистые лучи омывали стены. Этот эффект уже сам по себе погружал прихожан в атмосферу возвышенной таинственности. Часто изображения, сложенные из цветных стекол, дополнялись вставками из простого бесцветного стекла. И тогда обычный дневной свет, проникавший сквозь них в собор, воспринимался как мистический и духовно значимый. А изображения походили на иллюстрации к манускриптам.

Закат

Позже в витражные изображения стали включать фрагменты, выполненные в технике росписи силикатными красками по стеклу. Это было началом увядания витражного искусства. После 1250 г. изображения становятся более измельченными, снижается их художественный уровень. Витражи постепенно утрачивают свойственную их природе декоративную плоскостность, создается иллюзия объемности фигур.

В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но даже крупнейшие художники (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) понимали тогда витраж просто как живопись по стеклу. В позднем Возрождении создавались лишь маленькие "кабинетные" витражи, причем многие были уже однотонными. В технике росписи по стеклу на них изображались геральдические, исторические сюжеты, портреты и куртуазные любовные сценки.

Художники европейского барокко, классицизма и рококо с презрением относились к витражу - "дикому", на их взгляд, порождению готики, варварскому искусству готов - средневековых французов.

Европа: новый витражный бум

Вновь витраж обрел популярность в XIX в. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти. В эпоху ар нуво витраж возродился как вид монументальной живописи. Американцы Луи Комфорт Тиффани и Ля Фарж изобрели новый вид стекла и усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой (фолией), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо этого новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки (известные на весь мир абажуры для ламп фирмы "Тиффани Студиос").

В начале XX в. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал. Новые строительные технологии и способы обработки стекла, применение для переплетов пластобетона, латуни и алюминия, а для склейки - эпоксидных смол помогли архитекторам осуществить настоящую экспансию витража в современную архитектуру. Ныне витраж - произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.

В России

На Руси стекло производят более 1000 лет. Уже в ХI-ХIII вв. витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно. В 1634 г. в подмосковном Духанино возник первый стекольный завод, а М. В. Ломоносов содействовал открытию под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло. Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко. По крайней мере, в обеих столицах еще в XIX в. можно было встретить множество произведений витражного искусства. Они украшали как светские, так и церковные здания (и не только католические костелы, но и многие православные храмы и монастыри). Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Панно из разноцветного стекла украшали интерьеры дворцов великих князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы "Астория", присутствовали в самых разных знаменитых местах - от аванзала Академии художеств до Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе, Парголове, Царском Селе, в церкви Спаса-на-крови, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. Этим видом искусства занимались и художники Абрамцевского кружка (особенно известен витраж "Рыцарь" Михаила Врубеля).